Главу челябинского облизбиркома проверят на коррупцию
Получение председателем челябинского избиркома Сергеем Обертасом денег на покупку жилья из областного бюджета, несмотря на наличие двух (!) квартир площадью 68 и 117 кв. м, не останется без внимания правоохранительных и контролирующих органов. И «лишний» миллион, заработанный главой избиркома, возможно, на «распиле» премий, попадёт в поле зрения региональных структур УВД, прокуратуры, Следственного комитета, ФАС, а также КСП Челябинской области и федеральных структур – Управления по противодействию коррупции Администрации Президента, Центризбирком.
Общественник Евгений Кротенко уличил экс-заместителя руководителя администрации губернатора, а ныне председателя облизбиркома Челябинской области Сергея Обертаса в незаконном получении государственной субсидии на приобретение жилья. По мнению юристов, проанализировавших ситуацию, Обертас не имел право претендовать на бюджетные деньги, так как на момент выделения субсидии владел двумя квартирами, одну из которых он продал в 2016 году.
68 квадратных метров – это мало. Дайте ещё 2,6 миллиона
Тысячи семей в Челябинской области нуждаются в жилье и годами стоят в очередях на его получение. В это же время Сергей Обертас продаёт одну квартиру, ожидает сдачи дома с другой, а параллельно получает ещё и более 2,6 млн рублей на покупку третьей. В один момент времени у Обертаса на руках оказались документы на собственность двух квартир плюс субсидия. Всё это подтверждается документально.
Согласно недавно размещенным на сайте региональной избирательной комиссии сведениям о доходах ее членов, а также сотрудников аппарата за 2016 год, председатель избирательной комиссии заработал 7 161 336, 65 рублей, из которых – 2 530 000 рублей – средства с продажи квартиры, а 2 693 610 рублей – субсидия на приобретение нового жилья.
Судя по всему, проданная Обертасом квартира имела площадь 68,8 кв. м. Сведения о ней отражены в декларации за 2015 год, которую он подавал еще в качестве сотрудника правительства. Сам Сергей Обертас объясняет создавшуюся ситуацию тем, что проданная квартира была слишком маленькой для его семьи из пяти человек (в ней трое детей). Что ж, по нормативам (15 кв. м на человека) семья Обертасов действительно могла претендовать на расширение. Но именно на расширение, а не на получение целой 75-метровой квартиры вдобавок к имеющейся!
Было бы логично и законно, если бы Сергей Обертас получил субсидию на приобретение дополнительных 6,2 квадратов. Или если бы он сдал имеющуюся квартиру государству, получив субсидию на покупку более просторной. Но такой вариант, видимо, чиновнику не показался привлекательным.
Ещё одна квартира – на 117 квадратов
Но и это ещё не всё. В свежих сведениях о доходах, опубликованных избиркомом, указано, что в настоящий момент Сергей Обертас является владельцем жилплощади размером 117,4 кв. м.
Как пояснил журналистам председатель избирательной комиссии, речь идет о магнитогорской квартире, в которой он с 2012 года был дольщиком, долго судился с застройщиком и не так давно получил свидетельство о праве собственности. По этому поводу сразу напрашивается вопрос: почему сведения о долевом участии в строительстве жилья не были отражены Обертасом в предыдущих декларациях?
Согласимся, что проживать в недостроенной квартире семья Сергея Обертаса не могла. Но, опять же, при получении субсидии это жилье следовало бы отдать государству. Но сделать это чиновник «не догадался». В итоге документы на собственность имеются, дом рано или поздно будет достроен… и у Обертаса окажется две квартиры, одна из которых проспонсирована налогоплательщиками.
«Нуждающийся» покупает автомобиль
В заявлении, направленном в правоохранительные органы, указано:
«Таким образом Обертас С.В. продает имеющуюся у него квартиру стоимостью 2,5 млн рублей; приобретает автомобиль Ауди А3 (в декларации за 2015 год информация о данном автомобиле отсутствует) и при этом получает субсидию на приобретение жилья в размере около 2,7 млн. рублей».
Кроме того, здесь стоит брать в расчет и магнитогорскую квартиру площадью 117,4 кв. м., которая, как уже было сказано выше, появилась в собственности Обертаса недавно.
Согласно букве закона, субсидия на покупку жилья может предоставляться только тем гражданским служащим, которые в ней формально нуждаются. В случае с Обертасом необходимость бюджетных трат – под большим сомнением.
По сути, бюджетные деньги, выделенные в качестве субсидии, потрачены Сергеем Обертасом не на приобретение жилья, а на покупку машины. Стоимость данного автомобиля – около 2 млн рублей.
Налицо махинации. Возможно – взятка
Следует учитывать и одно из постановлений правительства, в котором сказано, что субсидия не представляется в случае совершения гражданским служащим и (или) членами его семьи действий, повлекших ухудшение жилищных условий. Имеющиеся у Обертаса квадратные метры он как раз продал, ухудшив, тем самым, свои жилищные условия.
«В данных действиях просматриваются как мошеннические действия Обертаса С.В, так и превышение и\или злоупотребление и/или халатность должностных лиц, принимающих решения о выделении субсидий, а также неэффективные траты областного бюджета, в условиях его дефицита, а также большой очередности молодых семей, ветхо аварийного жилья и иных категорий людей», – указано в заявлении по поводу выделения сомнительной субсидии.
Помимо этого, в заявлении общественника имеется просьба проверить факт возможного подкупа либо давления со стороны администрации губернатора на председателя избирательной комиссии Челябинской области с целью возможного искажения результатов выборов на территории Челябинской области.
Согласитесь, сомнительная субсидия в 2,6 млн рублей, выданная главе избиркома из областного бюджета, очень похожа на взятку. Является ли она таковой – предстоит разобраться правоохранительным органам.
Миллионная премия
В заявлении, направленном правоохранителям, содержится также просьба разобраться с выплаченными Обертасу премиями как в администрации губернатора, так и на должности председателя избирательной комиссии Челябинской области. Ведь, согласно установленным ставкам госслужащим на территории региона, при занятии должности заместителя руководителя администрации губернатора уровень заработной платы не может превышать 1,2 млн руб., а, согласно декларации, доход чиновника в 2015 году составил более 2,1 млн. руб.
Откуда взялся лишний миллион у «нуждающегося» главы облизбиркома – очень хотелось бы узнать.
Контрастно выглядит на фоне этого миллиона – по всей вероятности, «премиального» – судебный иск беременной сотрудницы облизбиркома Оксаны Ергуновой, возмущённой распределением премий. Сергей Обертас выдал ей вместо 13-й зарплаты лишь премию в 10 тысяч рублей. А вот себя, похоже, не обделил.
Что скажет Элла Памфилова
В связи с возникновением целого списка вопросов к Сергею Обертасу заявления с просьбой о проверке законности его финансовых дел направлены в региональные правоохранительные структуры: ГУВД, УФСБ, УФАС, прокуратуру и Следственный комитет по Челябинской области, а также в Контрольно-счётную палату региона. Почему не сразу в федеральные? Дело в том, что заявления, направленные сразу в центр, спустят по подведомости в регион, так что это будет только потерей времени. Поэтому сначала нужно дождаться ответа от местных правоохранителей.
Если же в ответ придут отписки – тогда делом займутся федералы. В этом случае вопросы возникнут уже и к региональным правоохранительным структурам.
Кроме того, о сложившейся ситуации проинформированы Управление по противодействию коррупции Администрации Президента и Центризбирком. Будет очень интересно посмотреть на реакцию Эллы Памфиловой: что-то подсказывает, что она будет в ярости. Напомним, что ЦИК резко выступал против появления ставленников губернатора Бориса Дубровского в новом составе облизбиркома. Сергей Обертас, всё же получив одобрение ЦИКа, удостоился личного напутствия Памфиловой, граничащего с предупреждением.
Что ж, глава Центризбиркома как в воду глядела, не доверяя губернаторскому протеже. Обертас всё же подвёл Памфилову. Скандал вокруг его персоны может вызвать крайне негативные последствия для репутации не только облизбиркома Южного Урала, но и всего ЦИКа. И это – в предвыборный год, когда необходимо укреплять доверие россиян к избирательной системе.
Фото: fedpress.ru