Воры, ФСБ и судьи спасают коррупционеров в администрации Челябинска от 12 лет колонии
Задержанные за многомиллионные взятки экс-директор МКУ «Городская среда» Александр Грезев и его заместитель, экс-прокурор Сергей Любимов, могут прихватить за собой на Колыму главу города Наталью Котову и её экс-советника Петра Конарева. На кону — до 12 лет лишения свободы по статьям 290 и 291 УК РФ. Но вот чудеса: суд уже отпустил Любимова под домашний арест! Наши источники говорят о том, что на ход дела оказывают влияние высокопоставленные знакомые главных бенефициаров коррупционных схем, на которых зарабатывала крышующая ларьки и парковки «Городская среда».
Задержание руководителей муниципального казённого учреждения (МКУ) «Городская среда», которые годами крышевали ларьки и парковки, вымогая деньги у коммерсантов, наделало немало шума в Челябинске. Героям истории грозит до 12 лет лишения свободы по ст. 290 и 291 УК РФ (взяточничество и посредничество в получении взяток, причём в особо крупном размере и в составе группы лиц). Но один из ключевых фигурантов уголовного дела, бывший прокурор Сергей Любимов, почему-то уже отпущен судом под домашний арест, а второй, Антон Марков, вообще отправлен гулять на свободу, пока идёт следствие.
А объяснение столь лояльного отношения к преступникам, в отношении которых возбуждено уголовное дело по весьма тяжёлым статьям, нужно искать в верхних кабинетах челябинской мэрии: именно туда тянутся ниточки этой многолетней коррупционной истории.
Бывалый, Балбес и Трус. Три героя-рэкетира
Персонажи этой коррупционной истории здорово напоминают знаменитое трио из кинокомедий Гайдая: Бывалого, Балбеса, Труса. Не по внешности, а по концепции. Итак, герои сюжета: директор рэкетирской лавочки Александр Грезев, его заместитель Сергей Любимов, вышвырнутый из прокуратуры за уголовную историю, и «бегунок», собиравший кэш с «податного населения» — Антон Марков.
Работала эта троица в казённой шарашке «Городская среда», учреждённой несколькими чиновниками челябинской мэрии для сбора бабла за крышевание ларьков, парковок и городских ярмарок.
В результате операции, проведённой ОБЭПиПК ГУ МВД РФ по Челябинской области и региональным Следственным управлением СКР, были задержаны все трое.
Первым персонажем криминального сюжета стал сборщик денег Антон Марков — «бегунок», который непосредственно отвечал за сбор ларёчной и парковочной дани, передавая кэш своим боссам. Сотрудники ОБЭПиПК взяли этого гражданина под белы руки, и он сразу начал давать показания на своих сообщников.
Вторым взяли экс-заместителя директора — бывшего прокурора Тракторозаводского района Челябинска Сергея Любимова.
На прокурорской должности Любимов отметился крышеванием игорных заведений. Тем же самым продолжил заниматься и в «Городской среде». Видимо, призвание!
Прокурорская карьера Сергея Любимова закончилась в 2014 году, когда он влип в совсем уж криминальную историю и чуть не уехал на зону за мошенничество, — после чего его попросили на выход по-тихому. И в 2019 году наш герой оказался на месте заместителя директора вышеназванного казённого учреждения, где занялся привычным делом — крышеванием.
Взяли Любимова по старому делу о мелкой взятке ДСП-шникам (история декабря 2020 года, когда он выехал на встречку и влип в ДТП), а его раскрутили на более серьёзное уголовное дело по взяткам уже на три миллиона. Классика жанра.
Марков и Любимов, осознавая важность сотрудничества со следствием в их незавидном положении, сразу начали давать показания. И уже на следующий день, на основании этих показаний, «бэповцы» задерживают и самого экс-директора «Городской среды» Александра Грезева.
12 лет на Колыме?
В отношении Грезева в следственном отделе по Курчатовскому району СУ СКР области было возбуждено уголовное дело по ч. 6 ст. 290 УК РФ («Получение взятки в особо крупном размере») и по ч. 4 ст. 291.1 УК РФ («Посредничество во взяточничестве в особо крупном размере»).
Те же статьи были предъявлены и его заму Любимову.
А это, господа, до 12 лет лишения свободы: речь идёт о получении взяток на сумму более 3 млн рублей, причём в составе группы лиц по предварительному сговору.
«Бегунку» Маркову грозит тот же срок по ч. 4 ст. 291.1 УК РФ («Посредничество во взяточничестве в особо крупном размере»).
Казалось бы, стандартная коррупционная ситуация для России! Чиновничий рэкет, крышевание, распилы, взятки, вот это всё. И можно было бы открывать шампанское в честь ареста коррупционеров, если бы не одно но…
Грезев, Любимов и Марков — это лишь исполнители в масштабной криминальной схеме, ниточки от которой тянутся к высшим кабинетам администрации Челябинска. И с их делом уже начались странности.
Куда ведут нити рэкетирской схемы?
Давайте взглянем на главных бенефициаров «жирной» темы по крышеванию челябинских ларьков и парковок. Обладая полными раскладами по этой теме и источниками в мэрии Челябинска, мы можем с уверенностью утверждать, что Грезев и Ко являются ставленниками экс-советника главы Челябинска Натальи Котовой — Петра Конарева, известного в криминальных кругах Челябинска ещё со времён правления экс-председателя областного суда Федора Вяткина, «заработавшего» имущества на полмиллиарда рублей и уволенного после крупного коррупционного скандала.
Как сообщают наши источники, при Фёдоре Михайловиче был Пётр Николаевич решалой — отвечал за сбор денег для судьи и выступал номиналом его активов.
После того, как замковладельца за 200 млн рублей с позором вышвырнули из судейских рядов, связка Вяткин-Конарев искала пути возврата к власти и потоку кэша. И в 2019 году они его нашли — оказались в числе лиц, благодаря которым Наталья Котова уселась на должность главы Челябинска.
После того, как Котова стала мэром, Конарев мгновенно стал её советником. А по факту — таким же решалой, каковым этот гражданин привык «работать» в предыдущие годы.
Спустя полтора года, после ряда скандалов и по совету силовиков Конарев был формально отстранён от должности, но фактически остался при том же функционале.
Будучи советником, Конарев времени зря не терял: расставил своих людей в структурах администрации Челябинска и выстроил тесные отношения практически во всех кабинетах.
А самое главное — Конарев получил от Котовой под свой контроль дороги города Челябинска, озеленение и благоустройство, ларьки, парковки, освещение… То есть самый «жир».
Но глава Челябинска Наталья Котова является только одним из рычагов, обеспечивающих работу масштабного преступного механизма, в который превратилась администрация южноуральской столицы.
Организация преступного сообщества в стенах челябинской мэрии
В коррупционном механизме, организованном Петром Конаревым, нашлось место не только для главы Челябинска, но и для представителей ФСБ и криминального мира. В итоге получилась своеобразная шулерская колода, в которой каждому выделен свой функционал.
Если вам уже кажется, что речь идёт о самом настоящем преступном сообществе, созданном для выкачивания миллионов бюджетных и внебюджетных средств из южноуральской столицы (а это, господа, ст. 210 УК РФ) — мы с вами согласимся.
Итак, ответственность за проталкивание различных «тем» по кабинетам мэрии была возложена на Наталью Котову, выросшую в селе Теченский Сосновского района и после многих лет муниципальной службы в кабинетах администрации Челябинска превратившуюся в прожжённую чиновницу. Ещё даже не став мэршей, Котова начала зарабатывать на очень сомнительных схемах, например, оставляя детей-сирот без муниципального жилья. К своим делам она привлекла и гражданского мужа Владимира Конева, с которым завела двоих детей, но так и не заключила брака (чтобы не светить «решальные» схемы и недвижимость, записанную на сожителя). В итоге вместе со своим сожителем, также пристроившимся к коррупционным схемам, Котова накупила недвижимости на сумму, явно превышающую официальные доходы: её семейство обзавелось недвижимостью в Москве и Санкт-Петербурге, коммерческими площадями в Челябинске.
А став главой Челябинска, Наталья Петровна совсем перестала стесняться: чего стоят только истории с двойным распилом сотен миллионов рублей на многострадальной челябинской набережной или попытка украсть на дорожных контрактах 7 миллиардов!
За силовую крышу в этом преступном сообществе, как сообщают наши источники, стал ответственным близкий друг Конарева, сотрудник УФСБ по Челябинской области, начальник отдела «М» Владимир Иконников. Утверждают, что под его надзором находятся все силовики и судьи региона. Этот рычаг один из самых мощных, который позволяет данному сообществу держаться на плаву.
Неудивительно, что сотрудникам Красного домика на ул. Васенко, 25 (в бывшем особняке купца Хованова, где гэбисты в подвалах пытали и расстреливали «врагов народа», чьи призраки сейчас пугают дежурных по ночам, и где теперь базируются оперативные отделы УФСБ «М», «Н» и «Э») просто-напросто запрещено подходить к администрации Челябинска.
Нашлось место в этом механизме и представителю криминального мира Челябинска. Ещё «работая» на судью Вяткина, который являлся одним из лидеров челябинской криминальной группировки «Калининская семья», Пётр Конарев обзавёлся полезными знакомствами в этой тёмной среде. Позднее он установил плотные связи с криминальным элементом Дмитрием Козловским, известным в определённых кругах как Монгол. Этот персонаж ныне живёт на два региона — Южный Урал и Крым.
Монгол — выходец из преступной группировки серьёзного южноуральского авторитета Степана Милованова (кличка Стёпа), разбившегося в 2018 году на трассе Челябинск-Екатеринбург. Пока Стёпа в конце 2000-х отсиживался на Калачёвке (ИК-1, расположенная в посёлке Октябрьский Копейского городского округа), Монгол начал двигаться как самостоятельная криминальная единица. Его основной сферой деятельности стало крышевание мелких коммерсов посёлка Новосинеглазово.
Крышевание, как видим, вообще одна из главных тем для лиц, которые окружают Петра Конарева. Своеобразная специализация, уходящая корнями в банальный рэкет лихих 90-х, ныне взятая под контроль чиновниками.
Толчок карьере Козловского придала счастливая случайность: в 2017 году он знакомится с чеченским вором в законе Ахмедом Домбаевым (кличка Ахмед Шалинский), который недавно был задержан в Турции и которому в России воровское сообщество предъявило растрату общака.
Будущий советник главы Челябинска, увидев колоссальный профит от знакомства Монгола с Ахмедом (то есть Козловского с Шалинским), максимально сближается с Козловским, превращаясь в его очень близкого друга. В итоге Конарев стал использовать имя Монгола во всех своих шкурняках и отрешивании вопросов с криминалом Челябинска.
Именно такое объединение различных сил (чиновничий, силовой и криминальный ресурс) под одним крылом позволило команде Конарева-Котовой подмять практически всю дорожную сферу, благоустройство, озеленение, ларьки, парковки — и поднимать десятки миллионов, набивая свои и так уже полные карманы.
В общем, статья 210 УК РФ в чистом виде.
Что же касается Грезева, Любимова и Маркова, то они в этой схеме — не то что не ферзи, а банальные пешки. Тем не менее, эти пешки могут дать очень интересные показания на своих боссов. Но…
В уголовном деле Бывалого, Труса и Балбеса начались странности
Итак, теперь вернёмся к сидельцам из «Городской среды». Все, включая силовиков, ожидали, что Грезев, Любимов и Марков проведут лето этого года не под солнцем на Мальдивах и не на итальянском побережье (где Пётр Конарев владеет гостиницей Cavallina Bianca Hotel через компанию Peter Group di Filatov Andrei & C. S.A.S.), а в СИЗО.
И когда вся эта шайка-лейка расположилась в ИВС на Сталелитейной (в районе бывшего таксопарка), надежды, казалось, должны были сбыться. Но…
Но в СИЗО уехал только один фигурант: 12 июня Грезева на основании решения Курчатовского районного суда взяли под стражу.
А остальные?
А остальные не уехали. Экс-прокурора Любимова суд почему-то решил всего лишь отправить под домашний арест. Удивлены были все. Ведь практика по данным делам железная — все проходящие по статьям 290, 291 отправляются в СИЗО на первые два месяца.
Маркова же вообще отпустили, так как он дал силовикам все расклады: гуляй, пока идёт следствие.
Ситуация, мягко говоря, странная, особенно по Любимову. Но мы нашли объяснение, проливающее свет на чрезмерно лояльное отношение суда к этой банде взяточников.
В день, когда были задержаны Марков и Любимов, перепуганный до смерти экс-советник Конарев ближайшим же рейсом рванул в Москву для поиска решал, которые помогут ему разрулить ситуацию и спасти свою шкуру.
Через день он вылетает в Минеральные Воды и возвращается в Челябинск только 14 июня.
Пётр Николаевич прекрасно осознаёт, что Любимов, первым делом даст показания именно на него, на Конарева, как на одного из главных бенефициаров бизнеса по крышеванию ларьков и стоянок. А ведь Любимову на самом деле есть что рассказать!
К кому мог обратиться Конарев за поддержкой? В Москве у него имеются контакты, полученные через экс-судью Фёдора Вяткина, ведь этому коррупционеру многие остались должны ещё со времён работы в судейском корпусе. Сыновья же судьи сейчас удачно строят карьеру в государственном секторе: депутат Госдумы Дмитрий Вяткин — принимая сервильные законы, а Михаил Вяткин — под боком у Путина, в Администрации Президента.
Помощь, скорее всего, была запрошена также у упомянутого выше руководителя отдела «М» УФСБ по Челябинской области Владимира Иконникова. Кстати, дружескими отношениями с этим соколом Дзержинского господин Конарев всегда бравирует, когда надо подрешать какой-то свой шкурняк.
Однозначно пошаливают нервишки и у главы Челябинска Натальи Котовой, ведь «Городская среда» — это её подчинённые, которых поймали на коррупции.
Наталья Петровна уже отреагировала, поспешив заявить в СМИ о том, что Грезев и Ко полгода как уволены. Вот только во время мэрства Котовой эта компания проработала два года, и вопросов к ним не возникало.
По всей видимости, Наталья Котова сейчас старается по максимуму задействовать свой ресурс — она годами выстраивала отношения с силовым корпусом для сглаживания как раз вот таких вот коррупционных ситуаций. Начала она это делать ещё в 2000-х, когда возглавляла управление жилищной политики в администрации Челябинска и занималась раздачей социального жилья. Под чутким руководством Натальи Петровны сироты годами пролетали и пролетают мимо квартир, которые полагаются им по закону, зато эти квартиры волшебным образом оказывались и оказываются, к примеру, у местных сотрудников МВД и ФСБ.
Хорошо известно, что Наталья Котова была в тесных отношениях с экс-прокурором области Виталием Лопиным, коррупционным интересам которого мы посвятили специальное расследование.
Нам известно и о тесных отношениях Натальи Петровны с городским прокурором Романом Самойловым (который вообще у Котовой стал мальчиком на побегушках и, как утверждают наши источники, банальным крышевателем стоянок и ларьков).
Тесные отношения связывали госпожу мэра и с экс-главой ГУ МВД по региону генералом Андреем Сергеевым (с которым она жила в одном подъезде).
Налажены связи у Натальи Котовой и с судейским корпусом. Например, утверждают, что председатель областного суда Вячеслав Малашковец давно уже замечен в помощи Котовой по её грязным делам.
«Пешки» молчать не будут
И вот теперь весь этот «нетворкинг», похоже, используется Котовой и Конаревым для того, чтобы разрулить последствия попадания Грезева и Ко под серьёзную уголовку.
Котова кровно заинтересована в том, чтобы Любимов остался на воле хотя бы под домашним арестом, потому что в СИЗО он может сломаться и начать рассказывать, как передавал деньги Конареву, а тот, в свою очередь — уже самой Наталье Петровне.
А беспокоиться есть о чём.
В отношении Грезева и Любимова уже возбуждено два уголовных дела — по взяткам на 2,7 млн и 3 млн рублей, а наш источник в силовых кругах сообщает, что сумма взяток, фигурирующая в собранных материалах, увеличилась уже до 30 млн рублей.
Наши источники утверждают, что Грезев уже дал показания и на мужа-решалу Котовой, и на её советника-решалу. На Конарева дополнительно настучал ещё и Любимов. Фактуры силовики уже собрали предостаточно.
То есть коррупционная связка Конарев-Котова по результатам показаний тоже может в ближайшем будущем предстать перед законом.