Я, Юрий Латышев, продолжаю рассказывать о старинных зданиях Челябинска, построенных до 1917 г. и сохранившихся до настоящего времени. Сегодня рассказ о здании кукольного театра.
1950-е гг. Источник: chelchel-ru.livejournal.com
В 1911 г. для 5-го мужского приходского училища (начальные учебные заведения дореволюционной России) было выстроено каменное здание (основа здания нынешнего театра кукол). Это училище было образовано в 1909 г., но до 1911 г. не имело собственного здания, хотя в 1911 г. в училище насчитывалось 182 учащихся.
Новый кукольный театр. 06.01.1972 г.
Фотография из альбома группы «Челябинская старина»
(социальная сеть «Одноклассники»)
В связи с праздновавшимися в начале XX века юбилеями некоторые приходские училища Челябинска получили почетные наименования: 1-е мужское стало именоваться Александровским, 3-е мужское – Николаевским, а 5-е мужское – Кутузовским. В 1914 году все учебные заведения Челябинска были отданы для расквартирования резервных войск. В этом здании находились портные пехотного полка. После 1917 г. приходские училища прекратили своё существование, а это здание перешло районному отделу народного образования. В 1930-е годы здесь находилась начальная школа №7.
1970-е гг. Из архива ЧФ НИПРОИНС ЛНПО «Пигмент»
В 1972 г. в отреставрированном здании бывшего приходского училища разместился Челябинский театр кукол. Театр кукол в Челябинске был образован драматическими актерами П. А. и Н. А. Гаряновыми в 1935 году.
1970-е гг. Фотография из альбома группы «Челябинская старина»
(социальная сеть «Одноклассники»)
С 1977 г. главным режиссёром театра был назначен В. А. Вольховский. Следующее 10-летие (1977–87) называют “золотым веком” театра. Созданные Вольховским совместно. с художниками Рошко и Е. Луценко спектакли “Соломенный жаворонок”, “Процесс над Жанной д, Арк. Руан. 1431 год”, “Маленький принц”, “Карьера Артуро Уи, которой могло и не быть”, “Мертвые души”, “Аистенок и Пугало” покорили зрителей как в стране, так и за рубежом. Детские спектакли этих лет на ярком театр. языке, без назидания и снисходительности говорили с маленьким зрителем о необходимости познания мира во всем его многообразии, о добре и зле, поиске своего места в жизни, об истинных и мнимых ценностях (“Мы играем в Чебурашку”, “Бука”, “Золотой цыпленок”, “Приключения Незнайки”, “Слоненок”, “Белоснежка и семь гномов” и др.). С 1978 г. театр – коллективный чл. УНИМА (Международной ассоциации деятелей театров кукол).
1990 г. Из фонда Центра историко-культурного наследия Челябинска
В 1987–89 главным режиссёром театра был М. Хусид – в отличие от предыдущего режиссер иного творческого направления, мастер обостренной формы, осуществивший несколько интересных экспериментальных постановок. Это прежде всего спектакли “Что было после спасения” (по рассказам Д. Сэлинджера и Р. Яна) и “Я, Фауст…”. С 1988 г. до середины 1990-х годов в театре существовало творческое образование “ Чёрный театр” актеров и режиссёров Борока и Плотова. Их спектакли – “Рассказы о Ленине”, “Вещь” по Д. И. Хармсу, пародийная фантазия на темы “Гамлета” – с успехом показывались на фестивалях театров кукол.
1990-е гг. Из фонда Центра историко-культурного наследия Челябинска
В конце 1990-х годов здание театра было капитально отремонтировано и реконструировано. Новое открытие театра состоялось 13 сентября 2000 г.
2010 год. Источник: chelchel-ru.livejournal.com
2014 год
ЮРИЙ ЛАТЫШЕВ
На заглавном фото: 1985 год. Фото С. Переплётчикова.
Из фонда Центра историко-культурного наследия Челябинска