Стал известен ответ руководства Cirque du Soleil на высказанное на прошлой неделе предложение Общественного совета при Министерстве культуры по поводу введения ограничений для иностранных цирковых шоу. В список «цирковых санкций», напомним, могут войти такие меры, как ограничение числа представлений в России на протяжении года, ограничение участия в представлениях зарубежных артистов, требования к цирковой программе. В ответ на это представители Cirque du Soleil заявили, что будут вынуждены поднять цены на билеты.
Цель инициативы Общественного совета при Минкульте, разумеется самая благая: помочь конкурировать российскому цирку. Авторы инициативы сетуют, что «российский высокопрофессиональный цирк» не в состоянии конкурировать на равных с «лёгкими цирковыми шоу» типа цирка Дю Солей. Причина – в огромных бюджетах «коварных иностранцев», благодаря которым они делают выступления яркими и роскошными.
Так как же бороться с таким безобразием? Лучше финансировать российские цирки? Нет, конечно. Минкульт предпочитает традиционные российские методы: «Запрещать и не пущать»!
В итоге же опять получатся «санкции России против россиян». Кто выиграет от того, что цирк дю Солей поднимет цены? Российские цирковые артисты? Вряд ли. У Cirque du Soleil даже при очень высоких ценах залы будут полны. Меньше будет представлений – выше желание зрителей попасть на это шоу. Вот только билеты станут ощутимо дороже, поэтому инициативу Минкульта в условиях кризиса и падения уровня жизни трудно назвать адекватной. Меньше людей получат радость, меньше детей попадут на сказочное шоу – где тут забота о культуре?
Развивать российский цирк нужно совсем другими методами. Нужны финансовые вложения. Нужен грамотный менеджмент. Надо, чтобы российские артисты и олимпийские спортсмены были заинтересованы работать в России, а не за рубежом.
Надо развивать цирковую инфраструктуру. Это проблема не только федеральная, но и региональная. Например, губернатор борис Дубровский вместе с мэром Челябинска Евгением Тефтелевым кормят челябинский цирк финансовыми обещаниями, а Минкульт собирается ремонтировать здание только в следующем году. Здание находится в ветхо-катастрофическом состоянии.
А реакция Тефтелева на ядовитый снег, который в прошлые выходные, ссыпал около цирка челябинский бизнесмен? Евгений Тефтелев объяснил это безобразие следующим образом: «Это бизнес». Хорошо хоть, заставили нарушителя убрать эту грязную груду (и то только потому, что начали возмущаться челябинцы).
Неудивительно, что в прошлом году цирк дю Солей, приехавший в Челябинск с шоу Varekai, давал представление на ледовой арене «Трактор». Челябинский цирк просто непригоден для такого рода шоу. И кто в этом виноват? Опять «коварный Запад»?
Невозможно не обратить внимания ещё на один момент. Инициатива Общественного совета при Минкульте появилась практически в то же время, когда Госдумой принимался «закон об онлайн-кинотеатрах». Случайно ли это? Наверное, вряд ли стоит напрямую относить попытки «прижать» иностранные цирки к зачистке информационного поля перед президентскими выборами 2018 года. Скорее, это отражение общей атмосферы в обществе, когда «запрещать и не пущать» становится основным кредо культурно-информационной политики.
Фото: Hollywood Reporter, fresher.ru, royalalberthall.com, RuTraveller