В России грядёт эра популизма

В ближайшие годы в России неизбежен рост популизма, который приводит людей к власти в странах Европы и в США. Причина такого явления - экономический кризис и новые технологии.

Эти выводы сделаны в первом докладе Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ; создан весной 2017 года) при администрации президента. Его соавтор Глеб Кузнецов уверен, что популизм идет и в Россию. По мнению эксперта, в США, Франции, Испании и Италии к власти за последние несколько лет пришли политики и партии с популистскими, то есть апеллирующими к нуждам широких масс, лозунгами. В нашей стране расцвета популизма следует ожидать через шесть-семь лет.

В докладе члены ЭИСИ Глеб Кузнецов и Екатерина Соколова проанализировали программы и работу с электоратом избранного президентом США Дональда Трампа, фаворита президентских выборов во Франции Эммануэля Макрона, лидера итальянского популистского движения «Пять звезд» Беппе Грилло, а также испанской партии «Подемос». Все они пользовались популистскими инструментами и лозунгами, и это обеспечило им успех.

 – Популизм – это, прежде всего, набор технологий, – говорится в докладе.

Среди наиболее популярных и эффективных технологий перечисляются следующие:

  • противопоставление привилегированных классов и «простых граждан»;
  • отказ от идеологических лозунгов;
  • провозглашение простых решений;
  • широкое использование социальных сетей;
  • обещание абстрактных перемен (к примеру, лозунг «Время изменить Рим» представительницы «Пяти звезд» Вирджинии Раджи, которая была избрана мэром итальянской столицы в 2016 году).

По мнению Кузнецова, в ближайшем будущем «этот набор технологий неизбежно будет использован российскими политиками». По его словам, антикоррупционные митинги Алексея Навального, которые 26 марта прошли в ста городах России, продемонстрировали, что россияне нуждаются в популизме – то есть повестке, ориентированной на нужды и желания большинства.

– А это значит, что мы путь от зарождения популизма до его расцвета пройдем значительно быстрее, чем США или Европа, – отмечает Кузнецов.

Он считает, что официальная власть медленнее оппозиции реагирует на подобные новшества.

– Оппозиции всегда легче, она не связана какими-то обязательствами, – подчеркивает автор доклада. – Однако опыт Франции, где лидирует популистский кандидат Макрон, показывает, что, когда власть начинает использовать популистские инструменты, получается веселее и ярче». У российской власти есть площадка для развития популистских методов – это коалиция Общероссийский народный фронт (ОНФ), причем она уже используется как площадка для разговора власти в обход политических институтов, в обход партий. Судя по всему, ОНФ в будущем послужит началом классической популистской организации.

Современный популизм — это политика для избирателей с синдромом рассеянного внимания, каковых сейчас большинство из-за насыщенности информационного пространства и усталости от предыдущих выборов, которые ничего не изменили, говорится в докладе. Своим триумфом популизм обязан реакции избирателей на затяжной структурный кризис в экономике и на сжимание экономических возможностей среднего класса: те, кому раньше хватало на отпуск и бытовую технику, вдруг начинают влезать в потребительские кредиты, объясняют авторы доклада. Поэтому чрезвычайно востребованны призывы популистов к социальной справедливости, антииммигрантские настроения и критика существующих элит – на этих призывах строилась кампания Трампа.

Однако после расцвета популизма обязательно наступает разочарование в популистских кандидатах, ведь популизм – это пустая повестка, просто обещание перемен.

Фото: augustnews.ru

Отслеживайте через Твиттер

Версия для печати

Вам также могут понравиться