Урал вздохнул с облегчением: заместитель генпрокурора в УрФО Юрий Пономарёв уехал в Москву
Сбылась давняя мечта заместителя генерального прокурора РФ в Уральском федеральном округе Юрия Пономарева: наконец-то он отправляется служить в Москву. Эту радость с Пономарёвым разделили и многие жители Урала – пусть теперь с ним столица мучается. Ведь репутационный шлейф, который тянется за Юрием Пономарёвым, запачкан в целом ряде сомнительных (если не сказать заказных) дел.
Новая должность Юрия Пономарёва звучит так: заместитель генпрокурора РФ в Центральном федеральном округе. К этому назначению Пономарёв шёл долгие годы, начав свою карьеру в «ядерном» Озёрске Челябинской области. Это город закрытый, с тесно спаянной руководяще-силовой верхушкой, имеющей связи и с авторитетным миром Южного Урала.
Там, как утверждают информированные источники, Пономарёв попал под влияние озёрских чекистов, имеющих связи с одним из лидеров Калининской семьи – депутатом челябинской Гордумы Виталием Павловичем Рыльских (напомним, что лидером Калининской семьи также считается и челябинский олигарх Александр Аристов, владелец ЧЭМК). Скорее всего, «в курс дела» Пономарёва ввёл заместитель начальника Управления ФСБ по Челябинской области Александр Николаевич Рябченко.
Учитывая такое начало карьеры, мало кто в южноуральской элите испытывал удивление от того, что некоторые уголовные дела расследовались очень рьяно, а дорогие почему-то «буксовали». Коронным в карьере Пономарёва как замгенпрокурора в УрФО стало так называемое дело угонщиков и оперов. Эта позорная история наглядно продемонстрировала методы «работы» Следственного управления на Урале, а именно – следователя Бедерина и его начальника, руководителя 4-го СУ СКР Руслана Ибиева (ныне генерал-лейтенанта юстиции). Оперативники Кольцов и Бугаев, с поличным поймавшие в январе 2013 года члена банды угонщиков элитных иномарок Алексея Малова, сами оказались в СИЗО. К ним едва не присоединился замначальника уголовного розыска Андрей Меньшенин, отделавшийся домашним арестом. Ещё два оперативника два года были в бегах, спасаясь от беспредельного «правосудия».
По поводу этого возмутительного дела в Москву направляли обращения и полицейские, и депутаты. Несколько раз обращался в Москву и депутат Государственной Думы Валерий Гартунг. Но тщетно: Пономарёв предпочёл делать вид, что не замечает беспредела. С такой «слепотой», конечно, Ибиеву работалось очень вольготно: «шей дела», как хочешь!
Лишь через два года справедливость в отношении оперов восторжествовала. Но за потерянное ими в СИЗО время, за нервы, за здоровье, за оскорблённую честь ни Бедерин, ни Ибиев наказания не понесли.
И ведь это торжество справедливости – единичный случай. А ведь можно было бы вспомнить ещё немало беспредельных дел, на которые Пономарёв как представитель Генеральной прокуратуры в УрФО должен был обратить внимание – но не обратил.
Аналогичным образом Пономарёву были совершенно «не интересны» бюджетные хищения и явно коррупционные моменты, включая и совершенно беспредельный сговор челябинского дорожного монополиста «Южуралмоста» с министерством дорожного хозяйства и транспорта области (напомним, что три года этой частной компании министерство отдавало 95% бюджетных средств, выделяемых на дороги!). И эти деньги на протяжении нескольких лет беспрепятственно текли в белизские офшоры – ведь фактическим владельцем «Южуралмоста» является находящийся в бегах Сергей Вильшенко. Проживая в Лондоне, он по-прежнему контролирует работу компании, а в регионе текущие дела решает его отец – полковник ФСБ в отставке Геннадий Вильшенко.
При такой «слепоте» представителя Генеральной прокуратуры РФ спокойно игнорировал коррупционные дела и главный по бюджетным преступлениям на Южном Урале – начальник первого отделения отдела экономической безопасности УФСБ по Челябинской области Антон Костенко. Тоже, кстати, предположительно, связанный с Калининской семьёй.
Неудивительно, что и на многолетние жалобы челябинцев в отношении дымящего ЧЭМК олигарха Александра Аристова никакой реакции со стороны Пономарёва замечено не было. А всё потому, как считают в южноуральской элите, что Пономарёв крепко попал «на крючок» к людям из Калининской семьи, работающим в Управлении ФСБ по Челябинской области.
Так что никто, кроме представителей этого авторитетного семейства, об отъезде Пономарёва в Москву жалеть не будет.
Ну а со стороны Калининской семьи, очевидно, будут предприняты попытки «наладить связи» с новым заместителем генпрокурора в УрФО. Ведь продолжение работы завода Аристова с игнорированием экологических норм без покровительства прокурора округа невозможно.
Станет ли преемник Юрия Пономарёва в УрФО, прибывший на его место в Екатеринбург Владимир Малиновский, способствовать олигарху Аристову и дальше втирать очки Путину – покажет время.