«Я поддерживаю строительство Томинского ГОКа». Челябинский губернатор Дубровский договорился с РМК
Губернатор Челябинской области Борис Дубровский совершил каминг-аут, наконец-то определившись со своей позицией относительно строительства Томинского ГОКа. Два года Дубровский уходил от прямого ответа, дипломатично виляя между противоборствующими сторонами. Но сегодня губернатор сделал чёткое и недвусмысленное заявление, не оставляющее сомнений в его симпатиях. Что теперь ждёт Дубровского, повесившего себе на шею такой груз за полгода до президентских выборов? Версии и прогнозы.
Вряд ли кто-то сомневается в том, что вопросы представителям власти на пресс-конференциях и прямых линиях заранее согласовываются. Поэтому, когда на сегодняшней пресс-конференции Борису Дубровскому был задан животрепещущий вопрос о Томинском ГОКе, это сигнализировало о готовности губернатора сделать важное заявление. И последовавшее заявление действительно расставило все точки над «i»:
– Я поддерживаю строительство Томинского ГОКа, – заявил губернатор. – Риски, которые были – гидрометаллургия, шламовые отвалы, которые формировались при обогащении месторождения, – были решены. То, что сейчас реализует РМК на Томинском ГОКе, соответствует архитектуре технологии.
Дубровский подчеркнул, что негативное отношение южноуральцев к ГОКу его не волнует, поскольку он считает народное возмущение преувеличенным. По мнению губернатора,
– Эмоциональная буря вокруг Томинского ГОКа не соответствует масштабу самого проекта.
Более того: губернатор достаточно прямо дал понять, что не станет препятствовать «Русской медной компании» в использовании жёстких методов. Эпоха переговоров закончилась.
Дубровский дал РМК добро на «жесть»
Комментируя противостояние РМК и южноуральцев, губернатор Дубровский занял резкую антинародную позицию. Он заострил внимание на том, что РМК больше не будет заигрывать с населением:
– В любой идее есть несогласные люди, но мы сосредоточились на ГОКе и считаем, что это лакмусовая бумажка доверия и недоверия. Есть некий алгоритм принятия бизнес-решений. Вся эта практика компанией была пройдена. Другой вопрос, что проходило всё в очень эмоциональной атмосфере. Компания ошиблась в том, что повелась на историю, пыталась убедить людей в том, что они другие, что рисков нет, постоянно шли навстречу: сроки два раза переносили, соглашались с независимым экологическим заключением, что надо это и это убрать из своих технических решений. Все сделали. Но это не изменило мнение людей, которые говорят: «Никогда мы с этим не согласимся».
Вот ведь как получилось у Дубровского: компания хорошая, челябинцы – плохие!
Это высказывание Дубровского – явный реверанс в сторону «Русской медной компании» и практически прямое заверение, что южноуральские власти на протестные настроения граждан реагировать не будут. Судя по словам губернатора, даже незначительные попытки договориться с народом были «ошибками компании». Жёстче надо было, жёстче! Раз всё равно несогласных не убедить, пусть РМК действует по беспределу.
Почему губернатор Дубровский «лёг» по РМК
Бескомпромиссное заявление Бориса Дубровского, столь разительно отличающееся от его предыдущих дипломатических увёрток, однозначно свидетельствует о том, что в отношениях губернатора и руководства РМК что-то произошло. Для того, чтобы понять – что именно, перенесёмся в недалёкое прошлое: в июль 2017 года, когда в Екатеринбурге состоялась международная промышленная выставка «Иннопром».
На этой выставке РМК официально заявила о начале разработки Томинского месторождения, за которой должно последовать и строительство ГОКа. Внимание бизнес-кругов, политической тусовки и общества к этому заявлению повысил визит Президента России Владимира Путина в выставочную зону РМК.
Не нужно, наверное, объяснять, что Путин не гуляет по выставкам, как турист по бульвару. Все посещения главой государства выставочных зон согласованы со службой протокола. Это означает, что стенд РМК вошёл в число знаковых, а сама бизнес-стратегия компании получила одобрение в верхах.
Около стенда РМК в момент визита Путина присутствовали руководитель компании Игорь Алтушкин, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров и губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. А вот губернатора Бориса Дубровского, на чьей территории планируется реализация проекта, там не было.
Это очень показательный момент, продемонстрировавший: Дубровский получил «чёрную метку». Видимо, для южноуральского губернатора это показательное игнорирование стало одним из самых убедительных аргументов в пользу идеи помириться с владельцем РМК олигархом Игорем Алтушкиным.
Дубровский испугался за своё кресло
Зачем Алтушкину нужен был этот показательный манёвр с унизительным отказом в приглашении Дубровского к стенду, который почтил своим вниманием Президент? Всё дело в том, что Борис Дубровский, вопреки убеждению рядовых антигоковцев, вовсе не являлся до сегодняшнего дня сторонником строительства ГОКа. Губернатор два года «мариновал» Алтушкина, не рискуя дать добро на реализацию столь неоднозначного проекта.
Но у РМК – сильное лобби в верхних эшелонах власти и очень много денег. В политической элите Южного Урала заметили, что РМК, похоже, двигает свою кандидатуру на замену Дубровскому. По предположениям, такой кандидатурой могла быть Ирина Гехт. Действительно ли Алтушкин делал на неё ставку, или просто пугал Дубровского – уже не столь важно. В итоге, как видим, Дубровский всё понял правильно: кресло под ним шатается. А «чёрная метка», поставленная на «Иннопроме», стала дополнительным аргументом.
Впереди, напомним, сентябрь с региональными выборами, за которыми, по мнению многих политологов, последует очередная волна губернаторских «чисток». Перед президентскими выборами атмосферу в проблемных регионах будут «освежать», чтобы на волне увольнений самых одиозных региональных глав повысить рейтинги кандидата-фаворита Кремля (почти никто не сомневается, что это будет Владимир Путин). Видимо, Борису Дубровскому дали недвусмысленно понять, что если он хочет пересидеть эту осень – нужно договариваться с РМК.
Теперь уже не приходится сомневаться, что договорённость Дубровского с Алтушкиным достигнута. Причём эта договорённость, похоже, включала показательное выступление губернатора в пользу РМК, не оставляющее сомнений в том, к какому лагерю примкнула южноуральская власть. Дубровский мог бы при подготовке к пресс-конференции дать команду убрать с повестки вопрос о ГОКе. Но он этого не сделал. Складывается впечатление, что Алтушкин навязал Дубровскому этот вопрос, потребовав дать на него чёткий публичный ответ.
Губернатор сделал заявление о ГОКе не столько для области, сколько для Игоря Алтушкина. Публично признаваясь: «Да, я с вами», Дубровский поставил публичную подпись под негласным договором с РМК.
Южноуральские СМИ меняют ориентацию
В тот момент, когда губернатор Дубровский определился со своей прогоковской позицией, в среде южноуральских СМИ тоже наметился ориентационный поворот. Известное либерально-оппозиционное издание, работающее на территории УрФО, внезапно воспылало к Дубровскому нежной и проникновенной симпатией.
Ранее это издание (одно из двух крупнейших, работающих в регионе) активно поддерживало РМК, а Дубровского – умеренно критиковало. Теперь же губернатор на страницах этого издания внезапно стал хорошим. Обзор сегодняшней пресс-конференции в этом СМИ обошёлся без критики в адрес Бориса Дубровского.
Причина резкой смены информационной политики лежит на поверхности: помирившись с Алтушкиным, губернатор стал положительной фигурой для издания, которое кормит рука РМК.
Дубровский затянул протест на себя
Каковы же будут политические последствия союза Дубровского и Алтушкина для южноуральского губернатора? Нет никаких сомнений, что небольшая информационная победа, одержанная в СМИ, не поможет Дубровскому заглушить негативную повестку, ведь основа антигоковского движения – это социальные сети.
Протест южноуральцев против строительства Томинского ГОКа – константа, которую никакие заявления властей изменить не в силах. Но если раньше этот протест был направлен против РМК, то теперь вся ненависть противников строительства обрушится непосредственно на губернатора Дубровского.
Антигоковские настроения уже всколыхнулись с новой силой. На 17 сентября движение «СТОП ГОК» запланировало крупную протестную акцию, которая, возможно, станет самой масштабной из тех, что проводили антигоковцы до этого времени.
– Да, губернатор и его команда – за ГОК. Что ж, тем хуже для них, – констатировали сегодня члены движения в своей группе в социальной сети «Вконтакте».
«СТОП ГОК» набирает добровольцев и планирует массовый выпуск новых листовок. Собирают средства. Готовятся к митингу.
Ситуацией наверняка воспользуется и оппозиция. Алексей Навальный назвал Челябинск одним из самых протестных городов России. По информации сторонников оппозиционера, Челябинск – четвёртый в стране по числу его сторонников. Теперь, похоже, у Челябинска есть все шансы стать третьим. Кстати, филиал южноуральского штаба Навального открыт уже и в Магнитогорске. Так что политическая обстановка в регионе вряд ли порадует Кремль стабильностью.
Команда Навального уже активно «качает» антигоковскую тему, а теперь сможет делать это с ещё большей отдачей, «примачивая» губернатора.
Тактическая победа и стратегическое поражение
Перспективы, которые вырисовываются перед губернатором Дубровским после заключения пакта с Алтушкиным, довольно неоднозначны. Есть три наиболее вероятные версии происходящего: либо губернатору дали «зелёный свет» на беспредел во время проведения президентских выборов, либо подвели к краю пропасти, либо не только подвели – но ещё и назначили на роль «громоотвода» для преемника.
Нет никаких сомнений в том, что выданное губернатором добро на строительство Томинского ГОКа подогреет протестные настроения в области. Это значит, что президентские выборы в марте 2018 года пройдут на протестной волне. Если верна первая версия и лобби РМК действительно поддержит Дубровского перед лицом федеральных властей, команда Сергея Обертаса, засевшая в облизбиркоме, будет «вбрасывать» по беспределу – не боясь никого и ничего.
Но вполне вероятна реализация и иного сценария. Не исключено, что Борис Дубровский, пытаясь удержаться в губернаторском кресле, лишь выиграл отсрочку. А в стратегической перспективе – проиграл, заняв крайне непопулярную прогоковскую позицию, не имеющую поддержки у южноуральцев.
Президентские выборы на территории Челябинской области однозначно будут сложными. Люди станут голосовать на протестной волне. Результаты на Южном Урале, даже несмотря на «вбросы», будут удручающими для Кремля. Неизвестно, что РМК пообещала Дубровскому, но если за него не «впрягутся» на самом высоком уровне – после выборов южноуральскому губернатору не поздоровится.
В этой связи интересно рассмотреть и ещё одну версию происходящего. Не исключено, что отставка Дубровского уже предрешена, и на него решили напоследок повесить весь негатив по ГОКу. Его преемник сможет в дальнейшем картинно разводить руками на претензии населения: а я тут не причём, это всё Дубровский! Таким приёмом сейчас активно пользуется глава Челябинска Евгений Тефтелев: когда возникает очередной скандал с проблемной стройкой, мэр делает невинные глаза и сетует, что бумаги на строительство выдавала команда Юревича – Давыдова, а оснований для отмены решения нет.
Самое же интересное, что Дубровский-то, возможно, всерьёз рассчитывает на поддержку РМК – а на самом деле уже «списан в утиль». Ведь с таким грузом, как поддержка крайне непопулярной идеи строительства Томинского ГОКа, губернаторствовать дальше будет непросто.
Предвыборный ход конём
Но самое интересное произойдёт, если протестную антигоковскую повестку перед президентскими выборами подхватит… Владимир Путин. Ему достаточно запретить в феврале строительство Томинского ГОКа и порекомендовать Дубровскому возвращаться на родину, в Магнитогорск – и президентские рейтинги взлетят до невообразимой высоты. Южный Урал безо всяких «вбросов» проголосует на позитивной ноте, обеспечив Кремлю требуемый результат.
Трудно сказать, понимает ли губернатор Дубровский, что сейчас, затягивая на себе сверхнегативную гоковскую повестку, – он затягивает на себе петлю. 90 шансов из 100, что выкрутиться с пользой для себя из этого капкана Дубровскому не удастся. Взять на себя такой «кармический груз» за полгода до президентских выборов – это умудриться надо. Либо предложили золотые горы, либо отсутствие стратегического мышления у южноуральского губернатора – врождённая патология, не поддающаяся коррекции.
Фото: gubernator74.ru, midural.ru, vk.com/stop_gok