Стоп ГОК окончательно превратили в политическое шоу Навального
1 августа около резиденции губернатора Челябинской области Бориса Дубровского состоялся одиночный пикет против строительства Томинского ГОКа. Организаторы обещают пикетировать здание на Цвиллинга, 27, регулярно. И эту общественную инициативу можно было бы приветствовать, если бы не анализ её политической подоплёки. Выявление реальных интересов тех, кто стоит за пикетами, наглядно демонстрирует: на кону не экология Южного Урала, а политические очки.
В прошлом году организатором одиночных пикетов против строительства Томинского ГОКа выступал мелкий маргинальный журналист, специализирующийся на информационном шантаже. Но, по всей видимости, «срубить бабла» с Дубровского, капая ему на мозги ежедневным пикетированием, не получилось: это ведь не многочисленный митинг, за который губернатору попадёт от федерального центра. Возникли и проблемы с набором активистов: планировалось, что на «экологической вахте» каждый день будет стоять новый человек, но через некоторое время лица стали повторяться. Замах был на рубль, а выхлоп получился на копейку, да и ту не дали. Акция сошла на нет.
Но с 1 августа этого года акция возобновилась. Вот только организаторы сменились. Теперь пикеты перед губернаторской резиденцией координирует челябинский штаб Алексея Навального.
Условия сделки, по которой предыдущие организаторы передали «чемодан без ручки» челябинским сторонникам Навального, неизвестны. Мы не можем утверждать, что в сделке присутствует финансовая составляющая – но и исключать такой вариант было бы наивно. Ведь передана не только «грандиозная идея» пикетов, но и посвящённая «эковахте» (не путать со стопгоковской!) группа в социальной сети «Вконтакте» с 2 800 южноуральских подписчиков – а это готовая платформа с целевой аудиторией. Такие «подарки» политикам бесплатно не вручаются.
Впрочем, продан был «кот в мешке»: несмотря на кажущуюся солидность группы, интерес к возобновлённой «эковахте» у челябинцев оказался невысок. Об этом говорит ютубовский счётчик: видео первого дня с пикетом посмотрело менее 80 человек.
Плакаты пикетчиков резко политизировались
Смена организатора сразу же отразилась на мессендже (посыле) пикетов.
«Че будет голосовать на выборах за тех, кто против ГОКа», – под таким лозунгом прошёл первый экологический пикет на Цвиллинга, 27.
Какая тут ключевая фраза? «Голосовать на выборах». Фраза «против ГОКа», хотя и выделена на плакате, совершенно теряется. Да и не выделена она, а скорее… затемнена.
Не нужно быть ни гением дизайна, ни гуру политтехнологий, ни специалистом по нейролингвистике, чтобы констатировать очевидный факт: если бы автор плаката хотел привлечь внимание именно к проблеме экологии, ключевая фраза «против ГОКа» доминировала бы на плакате, выделяясь и яркостью, и цветом, и размером. В данном же случае акцент на первой части предложения, которое чётко выделяется на белом фоне и содержит побудительный императив:
«Челябинск будет голосовать на выборах»
А дальше – уже руководство к действию: за кого надо голосовать.
Кто же у нас против ГОКа?
Намёк прозрачный даже для тех, кто не знает организаторов пикетов. Из активно пиарящихся политиков федерального масштаба противников Томинского ГОКа поддержал только Алексей Навальный. Он же, несмотря на юридические проблемы, связанные с условным сроком по уголовному делу «Кировлеса», претендует и на участие в президентских выборах 2018 года (хотя реальнее – участие в выборах 2024 или 2030 годов).
Навальный, посетив весной Челябинск, явился на митинг против строительства ГОКа. Особой заинтересованности, впрочем, не выразил: на митинг опоздал, а после выступления практически сразу же уехал. В общем, использовал площадку для пиара. И свои дивиденды в итоге получил: 12 июня, во время всероссийской акции протеста, организованной Навальным, Челябинск «отдал долги» и продемонстрировал неплохую массовость. За счёт противников строительства Томинского ГОКа на челябинский митинг в сквере Колющенко пришло куда больше людей, чем мог бы собрать руководитель местного штаба Навального Алексей Табалов.
Так что расчёт оказался верным: Навальный, поддержав челябинских эко-активистов, уже летом смог использовать их на акции протеста, усилив её масштабность. Теперь же, как видим, использование антигоковского «бренда» стало ещё более наглым: в пикетах на Цвиллинга, 27 оно напрямую увязано с политическими амбициями Навального.
Проект до декабря
Стоит ли говорить, что челябинских «навальнят», как и самого Алексея Навального, экология интересует в последнюю очередь? Проблема Томинского ГОКа возникла не в этом году. Но почему-то два года Навальный никак не интересовался ни экологией Южного Урала в целом, ни ГОКом в частности. Однако в предвыборный год активность Навального и «навальнят» резко повысилась, а для повышения узнаваемости все средства хороши – и провокации, и игра на местных протестных настроениях.
Свои политические очки Навальный получит, челябинский штаб отчитается перед прямым начальством – координатором Леонидом Волковым – о «проделанной работе». А вот движение «СТОП ГОК», использованное Навальным в политических целях, рискует получить от всей этой «тусни» на Цвиллинга, 27 негативный результат.
Сами по себе одиночные пикеты, как и в прошлом году, вряд ли будут восприняты губернатором всерьёз. Реальное воздействие на власть оказывают только масштабные акции протеста, собирающие несколько тысяч, а лучше – несколько десятков тысяч человек. Только на такие акции обращают внимание в федеральном центре.
Ещё один важный момент: общественная акция должна быть неполитизированной, чтобы принести реальный результат. Примером являются акции против реновации в Москве. Организаторы митинга, с которого «выперли» Навального, поступили правильно: подчеркнули, что акция протеста является неполитизированной и отражает мнение простых людей, которые взволнованы насильственным выселением из привычного жилья. Когда власти увидели, что против реновации массово выступают обычные люди, законопроект о реновации был отправлен на доработку. Итог, конечно, не всех устроил, но принятый закон, по крайней мере, стал более «человеческим».
Власти прекрасно понимают, когда протест выражает народ, а когда акция устроена для сбора политических очков. Во втором случае мероприятие вызывает у властей только раздражение, но не подвигает на принятие конструктивных решений.
И, наконец, ещё одна причина, по которой связь антигоковского движения с Навальным – проигрышный вариант для решения проблемы челябинцев. Поддержка Навального – это проект до декабря 2017 года. В декабре заканчивается подача заявок на участие в президентской кампании. Большинство политологов сходится во мнении, что Навального до выборов не допустят в связи с уголовным делом «Кировлеса». Он, скорее всего, не успокоится, будет устраивать митинги и шантажировать Кремль угрозами выгнать на улицы толпы людей – после чего закономерно получит вместо условного уже реальный срок (как ему уже и обещали). А при более мягком варианте развития событий – сбавит обороты перед следующим политическим заходом, так как из предвыборной ситуации уже выкачал всё, что мог.
В любом случае, региональные темы Навальному уже будут неинтересны. Стопгоковцы снова останутся один на один со своими проблемами – и испорченной, политизированной репутацией. «Стоп ГОК» будет прочно ассоциироваться у властей с политической авантюрой популистского толка.
Превращать народный протест в политическое шоу – проигрышная стратегия. Проигрышная, разумеется, для тех, кому важен реальный результат. Чтобы защитить от ГОКа родной Челябинск, стопгоковцам стоило бы сконцентрироваться на расширении влияния среди обычных южноуральцев, невзирая на их политическую принадлежность, – а не участвовать в интригах федеральных политиков.
Фото: network.bellona.org и социальные сети