Парламентская оппозиция «мочит» мелкие партии, цепляясь за остатки голосов
Представители парламентской, или системной оппозиции – КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» – предложили Кремлю сократить число партий в РФ. Обоснование, разумеется, выбрали благообразное – борьба с так называемыми «спойлерами». На самом же деле подоплёка инициативы с конкурентами бессовестно эгоистична.
Очередной удар по российской демократии решили нанести парламентские партии. На заседании рабочей группы по вопросам изменения избирательного законодательства в Администрации президента представители КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» нагло потребовали уничтожить их конкурентов.
Обосновывая своё предложение, системная оппозиция назвала мелкие партии «фейковыми». В вину этим партиям ставят выдвижение на выборах так называемых «спойлеров» – кандидатов, которые оттягивают на себя голоса избирателей.
Действительно, такой метод нечистоплотной предвыборной борьбы существует. Но он не работает в борьбе с реально сильными кандидатами. Например, если избиратели знают кандидата Петра Иванова в лицо, они не перепутают его со «спойлером» Иваном Ивановым.
Вывод очевиден: работать надо «в поле», и работать так, чтобы кандидаты были узнаваемы! Но три парламентские партии явно разленились, «разжирели», отошли от реальных дел. Сейчас в КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» реальными делами занимаются редкие энтузиасты, а в Госдуме парламентская оппозиция дружно поддерживает антинародные законы вместе с «Единой Россией» (например, закон о реновации). Не случайно системную оппозицию называют «карманной» – она полностью находится под пятой единороссов.
«Карманные» бездельники с дряхлеющими лидерами
Неудивительно, что дряхлеющие парламентские партии теряют электорат.
– Партии деградировали, они теряют электорат и влияние, слабеют внутренне, из них вымываются кадры, уходят спонсоры, – утверждает руководитель Центра экономических и политических реформ, политолог Николай Миронов.
Взглянем на КПРФ: на выборах 1996 года лидер КПРФ Геннадий Зюганов сумел завоевать доверие 32% россиян, в 2000-м за него отдали голоса 29% участвовавших в выборах избирателей, в 2008-м – всего 17,7%, а в 2012-м ещё меньше – 17%. Тенденция очевидна, поэтому желание коммунистов убрать конкурентов (тоже коммунистов, но более мелких) лежит на поверхности.
– Существовавшая система с 77 партиями, которые никто не знает, требует перемен – утверждает лидер КПРФ Геннадий Зюганов.
Но всем понятно, что за этими словами стоят «шкурные» интересы.
– Если у партии в течение двух лет не смог достичь победы хотя бы один муниципальный кандидат, её следует ликвидировать, – считает лидер эсеров Сергей Миронов.
Тут надо вспомнить, что эсеры на выборах в 2016 году едва прошли в Госдуму, набрав 6,2% (а в 2011 году – вдвое больше, 13,3%). Причем сопартийцы обвиняют в провале выборов именно Сергея Миронова. Так что стратегические интересы Миронова тоже вполне понятны – удержать бы свои 6%…
ЛДПР тоже не осталась в стороне: она предложила ввести для партий минимальный порог в 100 000 членов и установить обязательное количество депутатов в местных и региональных органах власти. Причины для выдвижения такой инициативы у ЛДПР всё те же, что и у остальных представителей парламентской оппозиции – нужно как-то затормозить своё падение.
– Партия демонстрирует стабильные результаты голосования по спискам, однако в одномандатных округах выступает крайне слабо. По мере старения единственного и безальтернативного лидера позиции партии могут ослабевать, а отдельные представители ЛДПР пытаться найти себе новое место в российской политике с прицелом на кампанию 2021 году, – констатирует эксперт Центра политической конъюнктуры Даниил Пареньков.
На фоне КПРФ и эсеров ЛДПР смотрится относительно бодро, но и в ней налицо системный кризис. Об этом в 2016 году открыто говорили депутаты, «сбежавшие» из ЛДПР в «Единую Россию».
Антиконституционное шкурничество
Таким образом, системная оппозиция решила затормозить свой упадок за счёт борьбы с конкурентами. И представителям небольших партий, которые могут оказаться под ударом, это очевидно.
Своим мнением относительно инициативы парламентской оппозиции с «Русской Прессой» поделился заместитель председателя партии «Российский общенародный союз» Евгений Артюх:
– Истинными целями этой инициативы является забота о своих узкокорыстных интересах. Эти три партии давно играют одну игру вместе с Единой Россией, и всем им не нужна политическая конкуренция. При этом они понимают, что набор партий, присутствующих сегодня в Госдуме, не отражает реального спектра политических интересов граждан страны и что малые партии, особенно вставшие на путь объединения, могут потеснить их. Поэтому, они делают то, что в их силах: вносят предложения, постоянно меняют законодательство о выборах и партиях с тем, чтобы подавить нарастающую политическую конкуренцию. Кстати, все эти ограничения для деятельности партий, ведущие к сокращению их числа, на самом деле антиконституционны, так как, по сути создают гражданам препятствия выбирать и быть избранными.
Есть ли шансы у парламентской оппозиции продавить свою антиконституционную инициативу? К сожалению, шансы имеются. Ведь для сложившейся в России системы выгодно иметь покорную единороссам «карманную» оппозицию, которая будет имитировать демократию… в ключевые моменты нажимая в Госдуме на нужные кнопки.
Фото: Ua-ru.info